Академическая гребля
Академическая гребля — циклический вид спорта. Спортсмены находятся в лодках и гребут веслами, используя мышцы спины, рук и ног проходя дистанцию спиной вперед, в отличие от гребли на байдарках и каноэ. Наиболее распространена и популярна в странах Западной Европы, России, США, Австралии, Новой Зеландии и Румынии.
Академическая гребля включена в программу Олимпийских игр c 1896 года (у женщин с 1976 года). Кроме Олимпийских игр ежегодно проводится Чемпионат мира, Кубок мира, Кубок Наций, Чемпионат мира среди студентов, Чемпионат мира среди юношей.
Основы гребли
Идеальной техники гребли не существует, каждый «академист» имеет свою собственную технику, основанную на различных чувствах и представлениях о гребле. Задачей тренера является максимальная адаптация индивидуальной техники гребли спортсмена к различным условиям.
Гребок
Есть два основных момента в технике гребка — начало (также «зацеп» или «захват») и конец гребка. Оба они влияют на баланс, скорость движения и траекторию (как горизонтальную, так и вертикальную) движения лодки. С увеличением экипажа (то есть гребцов в лодке), значение этих двух моментов возрастает, так как в «идеале» момент начала и конца гребка всех членов экипажа должен быть одинаков, на самом же деле разница между гребцами (для профессиональных гребцов) в одном экипаже на момент начала (или конца) гребка составляет несколько сотых, а иногда и десятых долей секунды.
Виды академической гребли
Соревнования по академической гребле проводятся среди мужчин и женщин. Академическая гребля делится на парную и распашную греблю. Парная гребля выполняется двумя веслами, распашная гребля — одним веслом. Состав лодки бывает из одного, двух, четырёх или восьми гребцов. В ряде классов вес спортсмена ограничен.
Соревнования по олимпийской программе проводятся в 14 классах:
- Одиночки — мужские и женские;
- Двойки парные — мужские и женские;
- Двойки распашные — мужские и женские;
- Двойки парные легкого веса — мужские и женские;
- Четверки распашные — мужские и мужские легкого веса;
- Четверки парные — мужские и женские;
- Восьмёрки — мужские и женские;
Классы лодок в академической гребле, не входящие в программу олимпийских игр, но участвующие в программе чемпионатов мира:
- Одиночки — мужские и женские легкого веса;
- Двойки — мужские распашные с рулевым; двойки мужские распашные легкого веса;
- Четверки — мужские распашные с рулевым; четверки — распашные женские, четверки — мужские и женские парные легкого веса;
- Восьмёрки — мужские легкого веса;
Вес рулевого ограничен (если он меньше нормы, то в лодку кладут балласт), а его пол не зависит от пола членов экипажа. В женском экипаже может быть рулевой-мужчина, и наоборот. Исключение — Олимпийские игры (все спортсмены в экипаже должны быть одного пола).
Изредка на коммерческих турнирах проводятся также соревнования смешанных четверок и восьмерок, наполовину состоящих из женщин и мужчин.
Различия гребцов
Гребцы парного весла (одновременно гребёт двумя вёслами) и гребцы распашного весла (гребёт только одним веслом).
Гребцы распашного весла делятся на загребных (весло справа) и баковых (весло слева). Расчёты показывают: чтобы избежать вихляния лодки, загребные должны прикладывать на 5 % усилий больше, чем баковые; в четвёрках и восьмёрках самых сильных загребных следует сажать ближе к носу.
Особенности академической гребли
Академическая гребля очень сильно отличается от гребли на байдарках и каноэ: как по способу движения, так и по получаемым со стороны спортсмена нагрузкам. Академическая гребля — это один из немногих видов спорта, в котором спортсмен задействует около 95 % мышц всего тела. Основные отличия от гребли на байдарках и каноэ таковы:
- Длина прохождения дистанции
Варьируется от 500 метров до 160 километров, в зависимости от характера гонок: У юниоров «Б» (младше 16 лет) — 500—1500 метров, у юниоров «А» (16-18 лет) от 1000 до 2000 метров, у «U-23» и старше стандарт 2000 метров. Заезд на дистанцию более 2000 метров — считается марафоном.
- Способ движения
Для «академистов» характерно движение спиной вперёд, причём коррекция движения лодки осуществляется по специальным дорожкам (буйкам)
- Инвентарь
- Скорость движения
До 20 км/ч (средне-ходовая для 8+) и до 30 км/ч (на «рывках» (старт/финиш)), об этом можно судить по показанному времени прохождения дистанции (2000 м). Самыми скоростными лодками считаются 8+
- Техника самой гребли
Оборудование
Академические суда — спортивные узкие удлиненные лёгкие лодки с вынесенными за борта уключинами (отводами) для вёсел и подвижными сиденьями (банками). Лодки различаются на учебные (любительские) и гоночные. Учебные лодки как правило шире и имеют более высокие борта.
Сначала лодки делались исключительно из дерева, откуда сложилось разделение типов лодок по способу изготовления. «Клинкер» обшивался набором продольных реек. «Скиф» — фанерой или шпоном ценных пород дерева. Позднее композиционными материалами. Сейчас, когда «клинкерная» техника и «клинкерные» лодки ушли в прошлое, «скифами» стало принято называть все гоночные лодки.
С 1980-х годов лодки производятся из углеродных материалов по технологии многослойного сэндвича, с применением в качестве связующего высококачественных эпоксидных смол.
Требование правил соревнований к гребному инвентарю
- Конструкция подножки должна позволять гребцу в случае опрокидывания покинуть лодку без помощи рук в кратчайшее время.
- Нос лодки должен быть оборудован белым литым резиновым шариком и держателем для флюгарки.
- Минимальный вес лодки без весел и радиосистем должен быть:
- 4+ (четвёрка рулевая) — 51 кг
- 2х, 2 — (двойка парная и безрульная) — 27 кг
- 1х (одиночка) — 14 кг
- 2+ (двойка рулевая) — 32 кг
- 4 — (четвёрка безрульная) — 50 кг
- 4х (четвёрка парная) — 52 кг
- 8+ (восьмёрка) — 96 кг
- Толщина лопаток распашных весел в 3 мм от края по всему периметру должна быть не менее 5 мм, а у парных весел в 2 мм от края — не менее 3 мм.
Вёсла
Весла для академической гребли изготавливаются на основе эпоксидного связующего «горячего» отверждения, что обеспечивает им высокие упруго-прочностные свойства, эксплуатационную стабильность и минимальную массу. Стержень имеет овальное сечение и производится методом намотки, с последующим отверждением под давлением. Лопатка весла имеет трёхслойную конструкцию и изготавливается методом «прямого» прессования.
Определение терминов и жаргонных выражений
- Банка— подвижное сиденье (из пластика или древесины), имеет 4 колеса, движется по полозкам (рельсам).
- Подножка— обувь, объединённая металлической пластиной, используется для опоры и толчка в момент гребли. Как правило, в классах без рулевого правый ботинок у одного из гребцов связан с рулевым механизмом в дне лодки, благодаря которому может осуществляться корректировка курса лодки.
- Руль— металлический стержень с пластиковым концом (не всегда) с одной стороны (находящийся в воде) и металлической пластиной в форме буквы «Т» (тросы крепятся по бокам, центральный выступ-стрелка является ориентиром для рулевого) с другой.
- Полозки— два рельса, предназначенных для движения банки внутри лодки. Имеют пластиковые ограничители с обоих концов.
- Отвод /кронштейн— трубки (металлические, карбоновые) скреплённые в виде конуса. Крепятся по бортам лодки (слева и справа у парных, слева или справа у распашных). Используется как точка опоры для весла.
- Фальшборт— пластина (из того же материала, что и сама лодка), крепящаяся перпендикулярно вдоль бортов. Служит для защиты от брызг.
- Волнорез— крепится позади первого номера. Служит для защиты от попадания воды во время движения лодки.
- Лючок— подвижная пластиковая пластина в форме круга, с ручкой и резьбой. Служит «дверцей» между окружающей средой и внутренней полостью лодки.
- Вертлюг— пластико-металлическое изделие, крепится на конце кронштейна. Служит для подвижного крепления весла к лодке.
- Каретка— металлическая конструкция на пластиковых колесах, снабженных подшипниками, являющаяся элементом подвижного сиденья (банки). Каретки имеют два стандартных типоразмера, в зависимости от расстояния между колесами одной оси.
- Крепление упора— пластиковая планка с подвижным фиксатором для крепления и изменения месторасположения упора (подножки) в различных типах академических судов.
- Носик— резиновый наконечник в форме шарика на носу академической лодки. Элемент безопасности для предотвращения травм спортсменов и повреждения инвентаря при столкновениях.
- Барашек— пластиковый фиксатор для парного и распашного вертлюга с металлическим резьбовым вкладышем.
- Каблук— пластиковый ограничитель длины рычага весла.
- Манжет— пластиковая накладка цевья для фиксации угла атаки лопатки в рабочей фазе гребка.
Развитие академической гребли в Узбекистане
Академическая гребля в Узбекистане начала развиваться примерно с 1961 года, но свое признание она получила в 1955 г., после включения ее в программу Летней Спартакиады народов СССР, в которой уже участвовали и представители республики.
Широкое развитие академическая гребля получила, когда на реке Сырдарья (1961 год), недалеко от города Бекабада была построена водноспортивная гребная база, отвечающая всем требованиям подготовки спортсменов-гребцов. Здесь и обосновалась сборная команда по академической гребле, набранная из высокорослых жителей города Бекабада. Большая вода, эллинг для хранения лодок, мастерская, тренерские комнаты - все это сыграло на то, что эта база стала основным местом для проведения учебно-тренировочных сборов и соревнований, спортивных лагерей, закладки фундамента основы будущих спортивных результатов. Эта база внесла большой вклад в становление отечественной гребли, как на байдарках и каноэ, так и академической гребли.
Бекабад достойно вошел в число городов страны, поставляющих гребцов высокого класса. Дважды на Спартакиадах народов СССР Бекабад занимает 9 место среди городов Союза.
Имена первооткрывателей академической гребли в Узбекистане до сих пор помнят и чтут. Это Марлен Мамутов, Сергей и Виктор Васьковы, Павел Березовский, Абдувасик Ганиев, Владимир Акимов, Шипин Альберт, Владимир Пахомов и многие другие.
Они начинали все с нуля – сами учились и учили спортсменов. Но огромное желание и энтузиазм этих людей сделали свое дело. Академическая гребля в Узбекистане стала завоевывать все больше и больше поклонников. И уже через 10 лет (1970 год) в Республике Узбекистан появился первый мастер спорта международного класса. Им стал Владимир Мустафаев. Кстати, Мустафаев легендарная личность. Он первый из Узбекистана вошел в сборную команду Советского Союза по академической гребле, первый, в 1974 году, стал участником Чемпионата мира, который проходил в Швейцарии. Он многократный чемпион Советского Союза и единственный спортсмен – «академик» из Узбекистана, который выиграл Кубок Союза в трех классах судов (в одиночке, двойке парной и четверке парной). В 1976 году четверка без рулевого, в составе Мастеров Спорта Международного Класса Виктора Кощеева, Александра Зайцева, Юрия Максименко и Владимира Губайдуллина выиграли чемпионат СССР и стали участниками чемпионата мира.
В 1976 году при Узбекском Государственном институте физической культуры и спорта была открыта специализация гребной спорт. За время существования отделения было подготовлено свыше 300 специалистов по гребному спорту.
Ветеран гребного спорта, Заслуженный тренер Республики Узбекистан Владимир Пахомов, который начинал осваивать академическую греблю в Каракалпакстане, с 1978 года работал тренером, а с 1992 года директором спортивной школы в Каракалпакстане поделился с нами своими воспоминаниями: «После освоения гребной базы в Бекабаде, началось развитие академической гребли, а соответственно и строительство своих гребных баз, в других областях Узбекистана. Например, в Андижанской области развитием академической гребли занимался Геннадий Григорян, в Сурхандарьинской области Амари Берая и Сергей Максов, в Каракалпакии Эдуард Тененев, в Сырдарьинской области Аркадий Запорожец, в Самаркандской области Владимир Белгородский.
К 1983 году в Узбекской академической гребле появились свои чемпионы. Так, четверка-парная в составе Шухрата Ганиева (ныне Заслуженный тренер Республики Узбекистан), Федора Пудолинникова, Исмаила Раджапова и Амета Абшиметова стала серебряными призерами Кубка СССР.